Сотни людей сгорели заживо: 32 года самой страшной ж/д катастрофе в истории России

Областные новости
Сотни людей сгорели заживо: 32 года самой страшной ж/д катастрофе в истории России

В результате мощного объемного взрыва газа сгорели два встречных пассажирских поезда.

В ночь на 4 июня 1989 года на железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк на 1710 километре Транссибирской магистрали, в 11 километрах от Аши прогремел мощный взрыв. В 1.45 по местному времени в этом месте встретились два поезда, один шёл из Адлера в Новосибирск, второй — в обратном направлении. Они не должны были оказаться на перегоне между деревнями Лемеза и Рассвет одновременно, но рейсы опаздывали. 

За несколько часов до взрыва на трубе продуктопровода, по которому транспортировали газобензиновую смесь, образовалась узкая щель. Газ, в полтора раза более плотный, чем воздух, стал заполнять ложбину, по которой шла железная дорога. Погода стояла жаркая и безветренная, образовалось газовое облако, в которое как раз и въехали два идущих навстречу друг другу поезда. 

Составы почти разминулись, когда вспыхнула искра, в следствии которой прогремел мощнейший взрыв. Смятые, как бумага, вагоны разлетелись в разные стороны на разное расстояние. Больше всего пострадали последние вагоны поездов. 11 вагонов сбросило с путей, из них семь полностью сгорели, 27 — обгорели и внутри, и снаружи. Мощность взрыва составила до 12 килотонн тринитротолуола, что сопоставимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (около 16 килотонн). Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Ударной волной выбило стекла в домах, повалило заборы и даже развернуло фундаментный блок на расстоянии до 12 километров от эпицентра взрыва, а столб огня был виден за сотню километров. Местные жители близлежащих населённых пунктов вспоминают, как они проснулись от резкого звука, ничего не понимая. Увидели черным дым, многие подумали, что началась война. Когда стало уже известно о трагедии, они бросились на помощь в эпицентр. Другие же отправились в больницу, чтобы помочь там. 

В первые минуты после взрыва спасение пассажиров было в их собственных руках. Уцелевшие помогали друг другу покидать вагоны, некоторые смогли самостоятельно добраться до ближайших населенных пунктов: Аши, Улу-Теляка и села Красный Восход. Глобально о происшествии стало известно лишь к четырем утра. Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью. Из-за этого оказание помощи было весьма затруднено. Первое время подобраться к месту трагедии можно было только со стороны Красного Восхода. Эта дорога стала основным путем эвакуации. На место происшествия стянулись все оперативные службы, были привлечены военнослужащие, местные жители близлежащих населенных пунктах также приняли участи в эвакуации пострадавших и других работах. Из-за большого количества пострадавших с тяжелыми ожогами, требующих сложного лечения, госпитализация осуществлялась как в близлежащие так и в больницы других регионов. 

Читать так же:  Суд потребовал от челябинского МУПа возместить ущерб «натурой»

Пассажиры поезда, которым удалось выжить, рассказывали, что пламя было повсюду, на людях плавились ювелирные украшения, бижутерия, рельсы изогнуло в дугу. Пострадавшие, кто мог выбирались самостоятельно и отходили на безопасное расстояние, другие же помогали остальным пассажирам выбираться из охваченным огнем вагонов. Многие пожертвовали собой, чтобы спасти людей из этого огненного ада. Тела пострадавших были просто нашпигованы осколками стекол, которые еще последующие несколько лет у выживших выходили наружу. На месте трагедии работали около трех тысяч человек: примерно поровну гражданских и военных.

На месте взрыва погибли 258 человек, 806 пассажиров взорвавшихся поездов были ранены, из них в больницах от ожогов и ранений позже скончались еще 317. В результате аварии по официальным данным погибли 573 человека, в том числе 181 ребенок. Среди погибших были жители 40 областей России (тогда — РСФСР) и 14 союзных республик, но больше всего людей потеряла Челябинская область. Регион лишился 122 жителей, а 107-я школа Челябинска — разом 45 человек, детей и педагогов. Погибла почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор-73» — двукратные чемпионы СССР.

По неофициальным данным, погибших было больше – около 780 человек, ведь детям до пяти лет билеты не брали, а некоторые люди ехали «зайцами» по договоренности с проводниками. Тела многих погибших родственники так и не смогли найти или опознать. 

На сегодняшний день существуют две версии утечки газа — это повреждение вследствие работы экскаватора и вторая — появление повреждения вследствие коррозии. Суд над виновными в трагедии состоялся только спустя шесть лет. Официально причиной аварии указали брак при выполнении врезки обвода на газовом трубопроводе. Три человека, занимающиеся обслуживанием газопровода, получили по два года лишения свободы. Двоих приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. 

В 1992 году на месте трагедии установили восьмиметровый монумент. На мемориальной доске значатся 675 имен. Ежегодно у него проходят траурные митинги. Кроме обелиска на 1710 километре Транссибирской магистрали, о катастрофе больше ничего не напоминает. На выжженной взрывом территории вырос новый лес — ели сажали родственники погибших. Установлены беседки, предположительно на тех местах, куда отбросило вагоны.

Фото: из открытых источников, Ирина Гейнц

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu

Читать так же:  В Челябинской области водитель ВАЗа погиб, выехав на односторонку

Источник

Оцените статью
Новостной портал Кыштым74
Добавить комментарий